товаров

Оклады икон

Старинные деревянные иконы нередко облачались в оклад. Оклад — это накладное украшение, закрепленное поверх живописи иконы, покрывающее всю иконную доску поверх красочного слоя, кроме нескольких значимых элементов. Он закрывает живописное изображение, оставляя открытыми лица, руки, ноги. Оклады изготовляли главным образом из металлов — латуни, серебра, золота и даже из белой жести. Серебряные оклады иногда золотили, а латунные — серебрили и золотили. Существовали также резные оклады из дерева, которые  также покрывали позолотой. Были оклады, шитые по холсту серебряными, золочеными нитями, мишурой, бисером и другими материалами. Оклады встречаются на православных иконах всех стран, а также на ряде католических икон. В русском искусстве их создание выделилось в отдельную ветвь декоративно-прикладного искусства.


Оклад состоит из венца, рамы, ризы, фона, цаты. Венец — это украшение вокруг головы на месте нимба. Зубчатое украшение в вершине венца называется коруной.  Рама — это часть, закрывающая поле иконы. Риза — часть оклада, закрывающая одежду изображенных на иконе фигур. Фон оклада закрывает собой живописный фон. Цата — украшение в виде полумесяца (иногда с фигурно вырезанным краем), подвешиваемое к венцу в виде ожерелья. Оклад мог быть полным или состоять из одной или нескольких частей. Оклад, смонтированный из отдельных деталей, называют наборным. С начала XVIII века такие оклады стали вытесняться цельными окладами, которые делали из цельных листов металла и прикрепляемых к ним венцов. Икону не всегда сразу всю украшали окладом. Нередко оклад наращивался постепенно: отдельные части изготовляли позднее и добавляли к уже укрепленным или заменяли прежние на новые. Все части окладов крепили к поверхности доски гвоздями, пробивая живопись и левкас. Оклады, изготовленные из цельного листа металла, имели специальные бортики, прилегавшие к боковым сторонам иконной доски, к которым и прибивались оклады. 

Гвозди различной величины делали из сплавов меди или из серебра. В XIX веке дешевые оклады стали крепить железными гвоздями, иногда используя их и при починке старых окладов. 

Довольно часто оклады украшали драгоценными и полудрагоценными камнями или цветными стеклами, которые закрепляли с помощью металлических оправ. Начиная с  XVIII века в окладах использовали также второй вид крепления камней — лапки. Жемчуг или бусины из стекла и драгоценных камней крепили с помощью штифтов. Иногда делали обнизь, пропуская через отверстия в бусах проволоку, которую крепили к окладу.

Купить старинную деревянную икону в окладе, или без такового – дело сугубо индивидуальное, но Вы можете обратить внимание на то, что икона, продающаяся без ризы, могла в прошлом нести ее на себе. Отсутствие оклада никак не влияет на ценность Священного Образа, просто по наличию гвоздей (или отверстий от них) на лицевой поверхности и на торцах можно очень легко определить прошлое данной старинной иконы.